Уважаемые родители! 20 ноября отмечается Международный день защиты прав детей
Напоминаем Вам,что ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются права ребенка?
· Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
· Когда потребности ребенка игнорируются.
· Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
· Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
· Когда ребенка изолируют.
· Когда ребенка запугивают.
· Когда ребенок не может свободно выражать свои мысли и чувства.
· Когда личные вещи не являются неприкосновенными.
· Когда ребенка используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
· Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
Как мы нарушаем права детей?
- Приказы, команды: (убери, перестань, быстро домой, замолчи) — несут неуважение к ребенку, который начинает чувствовать себя бесправным, брошенным в беде.
- Предупреждения, предостережения, угрозы: «если ты не прекратишь плакать, я уйду», «смотри, как бы не стало хуже», — загоняют ребенка в тупик, при частом повторении ребенок привыкает и перестает на них реагировать.
- Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Вечно ты!..». Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.
- Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Ты плохая девочка», «Какой же ты лентяй!» Все это — лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе.
- Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю». Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными.
- Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. А во фразах: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.
Как реагирует ребенок на нарушение его прав?
· Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, замыкается в себе и т.д.)
· Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
· Он часто бывает в плохом настроении.
Что родители могут сделать для своего ребенка?
1. Никогда не занимайтесь «воспитательной работой» в плохом настроении.
2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.
5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил ее.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки — не одно и то же.
8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь, обнимите), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.
Статью подготовила социальный педагог Михалевская Н.В.